"КрасЭйр" приземлился в банкротство
Авиакомпания "КрасЭйр", некогда головная компания авиаальянса AiRUnion, окончательно встала на прикол. Суд признал авиаперевозчика банкротом. Государство планирует создать новый авиахолдинг на базе московской компании "Атлант-Союз" и осколков альянса, но пока большого прогресса не видно
Красноярск. 6 июля - Агония одного из крупнейших российских авиаперевозчиков заканчивается. Авиакомпания "КрасЭйр", головная компания альянса AiRUnion, объединявшего когда то пять российских авиакомпаний, признана банкротом.
Арбитражный суд Красноярского края в понедельник признал ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр") банкротом и ввел в компании конкурсное производство, сообщила "Интерфаксу" пресс-секретарь суда Валентина Безруких.
"Пока нет другой информации, в частности, о том, кто назначен управляющим и о дате следующего заседания. Она будет обнародована, когда будет возможно", - отметила она.
Как сообщалось, арбитражный суд Красноярского края в декабре 2008 года по иску ОАО "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) ввел процедуру наблюдения в отношении "Красноярских авиалиний", ранее входивших в альянс AiRUnion. Как следует из материалов дела, ИФК настаивает на задолженности, возникшей у ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии" по лизинговым платежам, в сумме 92 млн рублей, ООО "ТД "Топливное обеспечение аэропортов" ссылается на долги "КрасЭйра" за топливо в размере 29 млн рублей, ООО "Финсервис" - за лизинг самолетов в сумме 5,2 млн рублей.
С ноября 2008 года авиакомпании, входившие в альянс AiRUnion, полностью прекратили полеты. Маршрутная сеть и парк AiRUnion передаются в "Атлант-Союз".
Как долетались
Напомним, громкий проект, лелеемый бизнесменом Борисом Абрамовичем, - альянс AiRUnion, совершил крайне жесткую посадку летом прошлого года. Но началось все гораздо ранее. В 2006-2007 гг. компании альянса, владеющие недостаточно топливоэффективными самолетами, столкнулись с финансовыми проблемами на фоне роста цен на керосин. Явные проблемы у альянса AiRUnion проявились в августе 2008 года. После того, как обслуживать перевозчиков в долг отказались заправщики и аэропорты, ситуация с задержками рейсов AiRUnion приобрела катастрофический характер. Был создан кризисный штаб во главе с руководителем Росавиации, топливо выделялось из государственных резервов. В итоге частные владельцы AiRUnion были отстранены от руководства авиакомпаниями.
Сам альянс AiRUnion, в который входили пять авиакомпаний, перестал существовать с сентября прошлого года, в начале февраля были аннулированы сертификаты эксплуатантов у "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ), "КрасЭйра". В конце прошлого года лицензий лишились "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс".
Основой так и не созданного с корпоративной точки зрения авиаальянса должны были стать компании "КрасЭйр", "Домодедовские авиалинии" и "Самара", акционером которых помимо братьев Бориса и Александра Абрамовичей является государство в лице "Ростехнологий".
По мнению Б.Абрамовича, ситуацию в AiRUnion еще можно было выправить путем рефинансирования долгов, однако добиться его не удалось. С ноября 2008 года авиакомпании, входившие в альянс AiRUnion, полностью прекратили полеты. В декабре 2008 года арбитражный суд Красноярского края по иску ИФК ввел процедуру наблюдения в отношении "Красноярских авиалиний".
На базе AiRUnion, "Атлант-Союза" и ГТК "Россия" было решено создать авиахолдинг, в состав акционеров которого войдут "Ростехнологии", Москва и Красноярский край. Но затем планы и потенциальные участники менялись, и пока что реальных успехов в этом направлении не наблюдается.
Трудная судьба альянсов
Идея создания объединенного перевозчика ОАО "ЭйрЮнион" на базе активов AiRUnion получила первые реальные очертания в указе (от мая 2007 года) тогда президента РФ Владимира Путина. Предполагалось на базе авиакомпаний, входящих в альянс, создать указанное выше ОАО. Государство собиралось в качестве своего взноса внести находящиеся в федеральной собственности соответствующие пакеты акций. В госсобственности находилось 51% акций "Красэйра", 50,04% - ДАЛ, 46,5% - "Самары". Доля РФ в уставном капитале учреждаемого АО должна была составить не менее 45%. Холдинг должен был быть создан к началу 2008 года, но этому помешали разногласия в оценке частных и государственных долей. Госкорпорация "Ростехнологии" внесла предложение о передаче ей госпакета ОАО "ЭйрЮнион" и собиралась претендовать на получение пакета более контрольного в авиаальянсе.
Через год после путинского указа о создании ОАО "ЭйрЮнион", появился указ президента РФ Дмитрия Медведева о внесении активов авиаальянса AiRUnion в уставный капитал госкорпорации "Ростехнологии". Госкорпорация приступила в августе 2008 года к погашению долгов AiRUnion перед поставщиками топлива, не дожидаясь оформления прав собственности. По данным Ростехнологий, совокупная кредиторская задолженность компаний альянса на тот момент превышала $1 млрд, и они продолжали нести убытки. Следом госкорпорация распространила заявление, в котором жесткой критике была подвергнута финансовая, стратегическая и текущая ситуация в альянсе. По предварительной оценке госкорпорации, ОАО "Красноярские авиалинии", ОАО "Домодедовские авиалинии" и ОАО "Авиакомпания "Самара", входящие в альянс, находились в кризисном состоянии. Плохо было все, от финансов до безопасности полетов.
В ноябре "Ростехнологии" официально получили госпакеты трех авиакомпаний из AiRUnion.
Следом было объявлено, что маршрутная сеть и парк AiRUnion передаются в "Атлант-Союз" (на 51% принадлежит правительству Москвы, оставшиеся акции находятся во владении у частных акционеров), они составят основу нового объединенного перевозчика под эгидой "Ростехнологий" и правительства Москвы - АО "Авиакомпания" ("Росавиа"). То есть ОАО "ЭйрЮнион" умерло, так и не родившись.
Отметим, что в сентябре 2009 года исполнится год идее создания нового авиахолдинга под эгидой "Ростехнологий" и Москвы, но у акционеров "Росавиа" так и не появилось четкого плана. Источники "Интерфакса" на рынке утверждают, что вопрос, который казался решенным еще осенью прошлого года - о включении в "Росавиа" "Атлант-Союза", - до сих пор обсуждается.
Появилась информация, что "Атлант-Союз" может не войти в "Росавиа", сконцентрировавшись на самостоятельном развитии. На прошедшем в начале июня в Ле Бурже авиасалоне глава "Атлант-Союза" Евгений Бачурин говорил, что "окончательное решение о вхождении "Атлант-Союза" в "Росавиа" пока не принято, оно обсуждается". А недавно глава департамента транспорта и связи в правительстве Москвы Василий Кичеджи сообщил, что предлагает включить авиакомпанию "Атлант-Союз" в состав транспортной госкорпорации с участием Московского метрополитена и Мосгортранса. Он отметил, что такой вариант - не самоцель, он может быть реализован в случае, если это поможет компании улучшить свое финансовое состояние (долги "Атлант-Союза" перед кредиторами и поставщиками составляют более 5,5 млрд рублей). Ранее Е.Бачурин напоминал, что правительство РФ обещало возместить перевозчику 3,5 млрд рублей, потраченных на развоз пассажиров обанкротившегося год назад альянса AiRUnion, и такое решение уже принято правительством".
Источник, знакомый с позицией нового главы компании, ранее сообщал "Интерфаксу", что новое руководство "Атлант-Союза", а также ряд чиновников в правительстве Москвы хотели бы развивать компанию без привязки к новому проекту. По данным источников, руководство уже обсуждает возможность ребрендинга "Атлант-Союза" - компания может быть переименована в Moscow Airlines. Главный постулат стратегии - компания перейдет от чартерных к регулярным перевозкам, а чартерные перевозки будут составлять около 20% от общего объема.
По данным Росавиации, российские авиакомпании в январе-мае 2009 года сократили перевозки пассажиров на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В лидерах падения авиакомпания "Атлант-Союз" с минус 63,5%.
/IFX.RU/