Россия-Китай: жесткая посадка

Один из ведущих в России экспертов по Китаю Сергей Цыплаков анализирует неожиданный тренд в торговле между РФ и Китаем

Россия-Китай: жесткая посадка
Фото: ТАСС, Юрий Смитюк

Москва. 14 февраля. INTERFAX.RU - Один из ведущих в России экспертов по Китаю Сергей Цыплаков анализирует неожиданный и неприятный тренд в торговле между РФ и Китаем, который обозначился в начале этого года. (Сергей Цыплаков долгие годы работал торговым представителем РФ в КНР, а сейчас возглавляет представительство Сбербанка в Пекине).

Январь 2015 года преподнес неприятный "сюрприз" российско-китайской торговле. По данным Главного Таможенного Управления КНР, ее объем в январе нынешнего года в годовом исчислении сократился на 36,4%. Российские поставки в Китай "просели" весьма капитально, на 28,7%. Китайский экспорт в Россию упал еще больше, на 42,1%. Конечно, январь только начало года, и с течением времени ситуация может стабилизироваться и даже отчасти выправиться. Это следует иметь в виду, но нельзя не признать, что столь значительного падения не наблюдалось со времени кризисного 2009 года. Напомню, тогда в январе 2009 г. торговля между Россией и Китаем уменьшилась на 42%.

Непосредственные причины нынешнего "сбоя" в торговле двух стран кажутся вполне ясными и очевидными. С одной стороны, - это резкое ухудшение экономической ситуации в России, обвальное падение курса рубля, вызванные падением цен на нефть и санкциями стран Запада. С другой, – замедление и структурная перестройка китайской экономики, ее переход в состояние "новой нормальности", что не могло не отразиться на состоянии спроса на многие товары. Это – то, что лежит на поверхности.

Однако есть причины и не столь заметные. Глубина нынешнего спада обусловлена, в том числе проблемами, существующими в самой российско-китайской торговле. Они возникли не сегодня и не вчера, но накапливались в течение длительного времени. Для того, чтобы лучше уяснить их, полезно чуть-чуть оглянуться назад.

После "встряски" 2009 года торговля между Россией и Китаем вновь демонстрировала высокие темпы роста: в 2010 году – 43,1%, в 2011 г. – 42,7%. На фоне этих успехов руководители двух стран выдвинули задачу - увеличить товарооборот к 2015 году до 100 млрд. долл. и к 2020 году – до 200 млрд. долл. Однако в 2012-2014 гг. динамика взаимной торговли существенно снизилась. В 2012 году темпы ее прироста были на уровне 11,2%, в 2013 году – только 1,1%. Два года товарооборот топтался около отметки в 90 млрд. долл. и не мог преодолеть ее. Она была взята только в прошлом 2014 году, когда торговля увеличилась на 6,8%, и ее объем составил 95,28 млрд. долл. (впрочем, по данным российской таможенной статистики рубеж в 90 млрд. долл. торговля так и не перешла).

Чем был обусловлен тренд замедления двусторонней торговли? Ответ достаточно прост. Торговля в эти годы шла или ковыляла, что называется, "на одной ноге". Поставки китайской продукции в Россию росли, а российской в Китай наоборот снижались. Спад российского экспорта начался во второй половине 2012 года и продолжался почти вплоть до конца 2013 года, т. е. при достаточно высоких ценах на нефть и без всяких санкций Запада. Отдельно в 2013 году стоимостной объем экспорта России в Китай сократился на 10,3%. В прошлом году Россия резко – на 36% до 31,1 млн. т – увеличила поставки в Китай нефти (25 млрд. долл.), но из-за падения цен на нее эффект от этого оказался довольно ограниченным. В целом российский экспорт сумел подрасти только на 4,94% до 41,6 млрд. долл., так и не дотянув до уровня 2012 года в 44,6 млрд. долл.

Таким образом, получается, что предпосылки того, что произошло в январе нынешнего года, имелись ранее, и называются они хроническим структурным кризисом российского экспорта. В прошлом году доля одной только нефти в российском экспорте в Китай составила 60%, а вместе с нефтепродуктами, и другими энергетическими товарами достигла 71,6%. Здесь комментарии излишни. За годы, прошедшие со времени мирового финансового кризиса 2008-2009 годов, добиться значимого расширения номенклатуры поставляемых в Китай товаров так и не удалось. Причем не только в части высокотехнологичной продукции, что, в общем, понятно и извинительно, но и, например, зерна, для чего имелись благоприятные возможности. Наоборот, товарная структура экспорта в Китай еще более сузилась. Как результат – второй раз за последние шесть лет в своей торговле с Китаем Россия наступает на одни и те же грабли, и нельзя исключать, что второй удар может оказаться больнее первого.

Каким будет выход из возникшей ситуации – прогнозировать сложно. В кризис 2009 года процесс восстановления двусторонней торговли пошел довольно скоро, примерно с середины года. Причем восстановительный рост начался с российского экспорта, тогда как импорт из Китая восстанавливался значительно медленнее. Тогда важную роль сыграл пакет стимулирующих мер правительства КНР по поддержанию роста китайской экономики. Благодаря масштабным инвестициям в промышленные объекты и инфраструктурные проекты удалось поддержать спрос на многие виды промышленного сырья и полуфабрикатов. От этого косвенно выиграли в том числе российские экспортеры, которые сумели нарастить физические объемы поставок, пусть даже и на более низких ценовых уровнях.

Сейчас ситуация иная. Китайская экономика находится на стадии замедления и структурной перестройки. Удельный вес в ней обрабатывающих отраслей, страдающих от переизбытка мощностей, постепенно сокращается, а доля сферы услуг растет. Экономика становится относительно менее материалоемкой и энергоемкой, что в свою очередь давит вниз на цены промышленной продукции низкого передела. От широкого применения стимулирующих мер наподобие тех, которые применялись в период мирового кризиса, нынешнее руководство открещивается, опасаясь, что они могли бы усилить и без того крупные перекосы в отраслевой структуре. В общем, происходит медленный и сложный переход к новой модели экономического развития. Дорога эта извилиста и трудна.

Однако, не похоже, что Китай свернет с нее. А вот товарная структура российского экспорта в Китай как бы игнорирует эти новые реалии. Она по-прежнему "заточена" под старую экстенсивную модель развития китайской экономики, которая строилась на основе сверхвысоких темпов роста, на основе использования все возраставших объемов сырьевых и энергетических ресурсов. Новые перспективные "точки роста" экспорта пока не найдены.

В этом положении остается рассчитывать только на повышение мировых цен на нефть, что потащило бы за собой вверх цены и на другие сырьевые товары. Такой сценарий вполне вероятен, при одной оговорке: никто не может толком спрогнозировать, как скоро он может осуществиться и до какого уровня поднимутся нефтяные цены. Если же цены на нефть останутся низкими либо вырастут незначительно, придется пойти на увеличение физических объемов поставок в условиях низких, а может быть и падающих цен. В принципе в относительно коротком временном периоде эффект от девальвации рубля позволяет на это идти. Однако здесь есть естественный предел – спросовые ограничители на самом китайском рынке, действие которых будет усиливаться по мере замедления экономики Китая. Скорее всего, на практике мы будем свидетелями комбинации обоих этих сценариев, но в какой пропорции – это большой вопрос.

Что касается китайского экспорта в Россию, то можно почти со 100% уверенностью прогнозировать, что темпы его восстановления, как и в период мирового финансового кризиса, будут зависеть от состояния платежеспособного инвестиционного и потребительского спроса на российском рынке, курса рубля к иностранным валютам, включая китайский юань. А если говорить совсем просто, то опять-таки от цен на нефть, наличия или отсутствия западных санкций и степени остроты других геополитических рисков.

С. Цыплаков, Пекин.

Новости

Хроники событий
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });