Россия запретила транзит рейсов украинских авиакомпаний

Подобные меры в отношении европейских и американских компаний находятся у правительства "на столе"

Россия запретила транзит рейсов украинских авиакомпаний
Транзитная зона аэропорта Шереметьево.
Фото: ИТАР-ТАСС, Михаил Почуев

Москва. 7 августа. INTERFAX.RU - Россия запретила транзит рейсов украинских авиакомпаний через свое воздушное пространство. Об этом решении сообщил в четверг на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.

Украинским компаниям запрещено выполнять через воздушное пространство России транзитные рейсы в Азербайджан, Грузию, Армению и Турцию.

По словам премьера, сейчас правительство также рассматривает вопрос о введении запрета на использование воздушного пространства России для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в Азиатско-Тихоокеанский регион. "Конечно, это очень жесткая мера. Тем не менее, о них надо упомянуть", - добавил премьер.

Говоря о других ответных шагах на западные санкции, премьер сообщил, что "прорабатывается вопрос об изменении так называемых точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских и американских авиаперевозчиков". Кроме того, по словам Медведева, "наша страна готова пересмотреть правила использования транссибирских маршрутов, то есть денонсировать согласованные принципы модернизации существующей системы использования транссибирских маршрутов".

"Для государств Евросоюза такой пересмотр может состояться в полном объеме, а с авиационными властями США мы прекратим переговоры по вопросу использования транссибирских маршрутов", - сказал российский премьер.

Глава правительства также сообщил, что российская сторона начиная с зимы "может отменить все те права, которые были дополнительно выданы авиационными властями России сверх ранее достигнутых договоренностей".

Медведев подчеркнул, что пока "эти меры не вводятся и в случае введения могут использоваться и все вместе и по отдельности".

"В результате применения таких мер, очевидно, вырастут расходы западных авиакомпаний, причем значительно", - отметил премьер-министр.

Дмитрий Медведев заявил, что эти меры разрабатываются российским правительством в ответ на санкции, введенные в отношении авиакомпании "Добролет" Европейским Союзом, "за те рейсы, которые выполнялись в Симферополь".

"Наш первый низкобюджетный авиаперевозчик, так называемый лоукостер, 4 августа был вынужден приостановить свою работу в результате этих недружественных мер. Все европейские контрагенты отказались выполнять свои обязательства по договорам лизингов самолетов, их технического обслуживания и страхования, представлять аэронавигационную информацию", - сказал Медведев. По его словам, "у российских граждан возникли из-за этого проблемы, которые мы вынуждены были решать".

Ранее на этой неделе сообщалось, что авиакомпания "Добролет" заключила с американской компанией Boeing прямое соглашение на поставку 16 самолетов "Боинг 737-800".

В свою очередь, официальный представитель Еврокомиссии в Германии австриец Рихард Кюнель заявил, что в случае исполнения Россией ее угрозы закрыть свое воздушное пространство для транзита самолетов европейских авиакомпаний, то ЕС может действовать по принципу "око за око".

Представитель ЕС считает, что закрыть воздушное пространство России для транзита самолетов авиакомпаний европейских стран подсказывают "плохие советчики". Воздушные коридоры установлены международными договоренностями, которые обязана соблюдать и Россия так же, как и правила ВТО.

Это значит, подчеркнул Кюнель, что Россия не может в одностороннем порядке принимать какие-либо меры, не нарушая при этом международное право. Если же она все-таки пойдет на такой шаг, то ЕС сможет обратиться в соответствующие международные судебные инстанции, отметил представитель ЕК. Кроме того, по его словам, "международное право предусматривает также применение так называемого инструмента "возмездия" - принятия равнозначных ответных мер".

То есть, Евросоюз сможет, не затевая длительные судебные тяжбы в международных судах, в ответ просто закрыть небо над Европой для российских авиакомпаний. Разрабатывая многоступенчатую программу мер воздействия на Россию, ЕС всякий раз оставлял возможность снижения уровня санкций с тем, чтобы оставить открытым путь к достижению компромисса, сказал представитель ЕК.

"Но до тех пор, пока мы не услышим никаких позитивных сигналов из Москвы, у нас нет иного выбора, кроме как сохранять в силе санкции и при необходимости и дальше закручивать гайки", - заявил он.

В действенности принятых европейскими лидерами мер Кюнель не сомневается и указывает на "несравненно более высокую зависимость" России от ЕС, чем ЕС от России. В качестве подтверждения он привел тот факт, что Россия для Европейского союза только третий по величине торговый партнер, а ЕС для России - самый важный, причем с большим отрывом. Он сообщил, что прежде чем ввести экономические санкции против России, в Брюсселе тщательно проанализировали их возможные последствия и для тех или иных стран ЕС. "Мы постарались принять такие меры, - сказал он, - которые бы наиболее сильно ударили по экономике России и по возможности минимально - по европейской", - пояснил он. Но полностью избежать негативных последствий для компаний в ЕС невозможно, признал представитель Еврокомиссии и добавил: "Лес рубят - щепки летят".

Он выразил надежду, что происходящее в последние дни - это все-таки еще не начало перманентно раскручивающейся спирали санкций и ответных санкций. "Мы хотим преодолеть логику санкций, мы хотим сесть с россиянами за стол переговоров, чтобы совместно обсудить дальнейшее пути развития Украины", - заявил он.

Для Брюсселя, пояснил Кюнель, с самого начала санкции были только средством достижения цели, которая заключается в том, чтобы найти с Россией общий подход к решению украинской проблемы.

Кюнель также выступил против постановки вопроса по принципу "или - или", то есть, либо Украина движется в направлении ЕС, либо идет на сближение с Россией. Он ратует за формулу "и - и". "Мы считаем такой вариант возможным, - говорит он, - поскольку Украина является важным политическим, торговым и транзитным партнером и для Европы, и для России".

Представитель Еврокомиссии напомнил в этой связи о предложении ЕС начать с Россией диалог о вопросах практической имплементации соглашения об ассоциации Украины с ЕС и готовности Брюсселя выслушать и рассмотреть российские сомнения на этот счет. Одновременно Брюссель требует от Москвы пойти на уступки и в первую очередь прекратить поддержку ополченцев на востоке Украины.

Новости по теме

window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });