Владимир Титов: Россия не останется безучастной к милитаризации соседних государств

Первый замминистра иностранных дел высказал позицию РФ по поводу планов НАТО наращивать присутствие в Центральной и Восточной Европе, а также поделился взглядом на положение дел в отношениях Москвы и Лондона.

Владимир Титов: Россия не останется безучастной к милитаризации соседних государств
Владимир Титов: Россия не останется безучастной к милитаризации соседних государств
Фото: РИА Новости, Владимир Федоренко

Москва. 9 июня. INTERFAX.RU - Первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов дал интервью замруководителя редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии неформальной встречи глав МИД России, Германии и Польши, в центре внимания которой будет ситуация на Украине. Высокопоставленный дипломат высказал позицию Москвы по поводу планов НАТО наращивать присутствие в Центральной и Восточной Европе, а также поделился взглядом на положение дел в отношениях Москвы и Лондона.

- 10 июня состоится встреча в трехстороннем формате между главами МИД России, Германии и Польши. Встреча пройдет в Санкт-Петербурге. Какова повестка дня встречи, каких результатов от нее ожидает российская сторона?

Неформальная встреча в Санкт-Петербурге министров иностранных дел России, Германии и Польши будет уже четвертой по счету в таком формате. Сергей Лавров, Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский обсудят ход реализации договоренностей, достигнутых на предыдущих трехсторонних переговорах в Калининграде (май 2011 г.), Берлине (март 2012 г.) и Варшаве (май 2013 г.), рассмотрят перспективы взаимодействия в российско-германско-польском формате на различных международных площадках, обменяются мнениями по актуальным вопросам европейской и мировой повестки дня.

Рассчитываем, что откровенный и, хотелось бы надеяться, конструктивный разговор на эти темы будет способствовать лучшему пониманию позиций друг друга, а в идеале - оздоровлению общего политического климата на пространстве Евро-Атлантики, в отношениях Россия-ЕС и Россия-НАТО.

- Совершенно ясно, что сейчас главным раздражителем в отношениях Москвы и запада является Украина. В каком ключе может пойти речь по этому вопросу в формате Россия-Германия-Польша, когда налицо различие в позициях сторон? Тем более, Германия и Польша были в числе стран (плюс Франция), которые засвидетельствовали соглашение от 21 февраля, заключенное между Виктором Януковичем и оппозицией? Будет ли Россия реанимировать каким-либо образом эту идею? Каких предложений по урегулированию ожидаете от представителей этих стран? Польша, как и Россия, является соседней с Украиной страной.

- Естественно, основное внимание в ходе трехсторонней встречи будет уделено вопросам урегулирования острого внутриполитического кризиса на Украине, вызванного не в последнюю очередь вследствие невыполнения сторонниками "евромайдана" - при попустительстве, если не прямом поощрении Запада - упомянутого февральского соглашения.

Сегодня задачи по урегулированию украинского кризиса очевидны. Считаем по-прежнему актуальными договоренности, согласованные в известном Женевском заявлении 17 апреля и получившие развитие в "дорожной карте" швейцарского председательства ОБСЕ.

В указанных документах зафиксировано обязательство воздерживаться от насильственных действий, запугиваний и провокаций. Прежде всего, президенту Украины необходимо прекратить боевые действия на Востоке страны, отвести войска. К сожалению, уже на следующий день после выборов украинские силовики продолжили и даже усилили, как выражаются киевские власти, "активную фазу антитеррористической операции", в результате чего имеются многочисленные жертвы из числа мирных граждан. Подобными действиями национального согласия на Украине не добиться.

Отмечаем, кстати, что на Украине, вопреки имевшимся договоренностям, прекратили проведение "круглых столов", призванных обеспечить национальное примирение, справедливое и стабильное конституционное устройство страны. Последний "круглый стол" состоялся 21 мая в Николаеве. К сожалению, пока эти мероприятия проводились достаточно формально, без привлечения реальных представителей регионов и политических сил.

Явно застопорилась на Украине и содержательная работа над конституционной реформой, без чего вряд ли можно будет серьезно говорить о выходе из кризиса. По имеющейся информации, Киев отозвал свои конституционные наработки из Венецианской комиссии. Нынешние проблемы властей в Киеве идут, прежде всего, от нежелания слушать и слышать свой народ, неготовности вести открытый диалог со всеми регионами, с различными политическими силами.

От наших партнеров в Берлине и Варшаве мы ждем именно конструктивных предложений и действий по побуждению Киева к занятию более конструктивной позиции, прекращению войны с собственным народом, снижению накала конфронтационной риторики, переходу к содержательному диалогу, а не языку ультиматумов и ракетных ударов. Думается, Польша, как соседнее с Украиной государство, равно как и связанная с ней тесными историческими узами Германия, лучше многих других понимают опасность потакания распространению в этой стране агрессивного национализма, ксенофобии и неонацизма.

- Можно ли в целом рассматривать предстоящий визит двух европейских министров как шаг к потеплению и восстановлению диалога между Западом и Россией? Кроме того, складывается впечатление, что и Германия, и Польша выступают против перспективы введения экономических санкций против Москвы.

- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Что касается диалога между Россией и Западом, то он, собственно говоря, и не прерывался, свидетельством чему являются последние двусторонние контакты Владимира Путина с руководителями ведущих западных стран "на полях" торжеств по случаю 70-летия высадки союзников в Нормандии, не говоря уже о практически ежедневных телефонных разговорах президента и министра иностранных дел России со своими коллегами на протяжении последних месяцев. Трехсторонняя встреча в Санкт-Петербурге - лишнее подтверждение необходимости такого диалога, заинтересованности в нем наших партнеров.

Применительно к антироссийским санкциям могу лишь повторить, что они не заставят Россию пересмотреть свою позицию по Крыму и изменить свое отношение к происходящему на Украине, а главное - не послужат совместному поиску путей выхода из сложившейся ситуации. Надеемся, что Германия и Польша, имеющие тесные, разветвленные и многообразные связи с нашей страной, лучше других понимают важность их сохранения и будут соизмерять свои действия с национальными интересами.

- Считаете ли Вы, что налаживание контактов между Москвой и Киевом требует посредничества? Если да, то в лице кого и в каком формате?

- Ответ короткий - нет. По нашему глубокому убеждению, нам с Украиной посредники в налаживании отношений не нужны. Наши страны и народы в состоянии самостоятельно, без вмешательства извне найти решения любых, даже самых сложных проблем.

- Перед Санкт-Петербургом российский министр посетит с визитом Финляндию. Рассчитывают ли в Москве получить некие гарантии невхождения Финляндии в НАТО? Вы сами недавно посетили эту страну. Какие настроения можно наблюдать в этом контексте в высших эшелонах власти? Понимают ли в Хельсинки, почему Россия настаивает на нейтральном статусе Украины?

- Решения в области национальной политики безопасности и обороны - это, конечно, суверенное дело финляндского государства и народа. В стране идет общественная дискуссия о будущем развитии отношений Финляндии с НАТО. До сих пор число сторонников вступления в военный альянс в финском обществе колебалось в пределах 20-25 процентов.

Государственное руководство Финляндии последовательно высказывается за то, чтобы в ходе этой дискуссии были обстоятельно учтены все факторы, в том числе возможная реакция России на перспективу членства Финляндии в НАТО, подчеркивает, что если финны на каком-то этапе и соберутся решать вопрос о членстве в северо-атлантическом блоке, то такое решение следует принимать по итогам общенационального референдума.

Для нас традиционная для Финляндии политика неучастия в военных блоках является важным фактором обеспечения стабильности на Севере Европы. Что касается российско-финляндских отношений, то их характер в настоящее время наиболее точно отражает термин "добрососедство". Оно находит воплощение в конкретных делах, реализации совместных проектов, создании рабочих мест, реально способствует повышению качества жизни людей по обе стороны общей границы.

- НАТО заявила об усилении на Востоке Европы и в Прибалтике. Польша запрашивает расширение присутствия альянса на своей территории. В странах Балтии проходят НАТОвские учения. Главы МИД Болгарии, Черногории и Македонии выступили с общим заявлением о необходимости расширения НАТО на Балканах. Как Россия будет отвечать на подобную активизацию в рядах альянса?

- Ситуация вокруг Украины наглядно высветила кризис системы безопасности в Евро-Атлантике. Легкость, с которой в НАТО вернулись к риторике "холодной войны", свидетельствует о том, что альянс остается в большей степени механизмом конфронтации прошлой эпохи, а не современным инструментом по содействию конструктивному урегулированию кризисов. Как и во время событий на Южном Кавказе в августе 2008 г. НАТО, скорее, создает дополнительные проблемы, чем помогает их решать. Усиление миссии альянса по патрулированию стран Балтии, наращивание военного присутствия в странах Центральной и Восточной Европы, акваториях Балтийского и Черного морей, интенсификация учений у российских границ, использование самолетов дальнего радиолокационного обнаружения "АВАКС" в воздушном пространстве вдоль украинских границ - всё это привносит лишь дополнительные элементы напряженности в и без того непростую ситуацию.

Не можем воспринимать такое военное наращивание сил альянса вблизи границ с Россией иначе как демонстрацию враждебных намерений. Дополнительное размещение существенных боевых сил НАТО в ЦВЕ, пусть и на основе ротации, трудно будет расценить иначе, как прямое нарушение положений Основополагающего акта о взаимных отношениях между Россией и НАТО 1997 г. Попытки поиска "новой роли" альянса в накатанной колее "парирования угрозы с Востока" способны перечеркнуть многолетние усилия по укреплению доверия в военной области, привести к нагнетанию напряженности и гонке вооружений, что чревато серьезными издержками для всех государств Евро-Атлантики.

Разумеется, мы не можем оставаться безучастными к милитаризации окружающих нас государств и будем вынуждены предпринимать все необходимые политические и военно-технические меры, чтобы надежно обеспечить нашу безопасность.

- В последнее время не самым гладким образом складываются отношения Москвы с Лондоном, из Великобритании, по сообщениям, раздаются нелицеприятные высказывания с переходом на личности, а также слышны угрозы выхода из ЕС, если председателем комиссии станет Жан-Клод Юнкер, считая его якобы пророссийски настроенным. Чем Вы объясняете такое явное похолодание отношений с Лондоном? Не страдает ли экономика от такой политики? Насколько усложнилась жизнь российского посольства? Видятся ли Вам пути улучшения микроклимата во взаимоотношениях между двумя государствами?

- Общая динамика развития российско-британских отношений на данном этапе, откровенно говоря, нас не радует. Лондон предпринял ряд односторонних шагов - приостановил двустороннее военное сотрудничество, включая работу по заключению соглашения по ВТС, отменил запланированные ранее встречи на министерском уровне, присоединился к "санкционному пакету" ЕС.

Мы же исходим из того, что, несмотря на разногласия между нашими странами по ряду внешнеполитических вопросов, продолжение двустороннего политического диалога в любом случае лучше, чем его отсутствие. Именно в таком ключе рассматриваем состоявшуюся 5 июня с.г. во Франции встречу В.В.Путина с премьер-министром Великобритании Д.Кэмероном.

Если говорить о торгово-экономических связях между нашими странами, то мы считаем их политизацию в принципе контрпродуктивной. По нашим впечатлениям, такую позицию разделяют и авторитетные представители крупного британского бизнеса, подтверждением чего можно рассматривать их участие в Петербургском международном экономическом форуме. Вообще, на наш взгляд, не стоит путем введения искусственных ограничений мешать заинтересованным сторонам, прежде всего частным компаниям сотрудничать по интересующим их вопросам.

Что касается нашего посольства в Лондоне, то оно работает активно, руководствуясь задачей развития российско-британских отношений во всех областях в позитивном ключе, разумеется, при этом твердо отстаивая наши интересы. Важный участок работы сейчас - реализация намеченных мероприятий в рамках перекрестных Годов культуры, которые, уверен, найдут самый живой отклик общественности наших стран.

- Какие следующие шаги и когда предпримет Россия для покорения Арктики и доказательства своих прав в этом регионе на международном уровне? Какую реакцию вызвали в Москве слова генсека НАТО о том, что в будущем альянс будет более активен в Арктике?

- Перед арктическими государствами стоят общие вызовы, которые не имеют военной природы и, соответственно, не предполагают военных решений. Мы неизменно и последовательно выступаем за то, чтобы Арктика оставалась сферой экономического и научно-технического сотрудничества, против привнесения элементов военно-политического противостояния в эту зону мира. Исходим из того, что арктические государства способны самостоятельно реагировать на возникающие новые вызовы и проблемы в рамках существующих региональных структур сотрудничества, таких как Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона, активизация НАТО в Арктике может лишь привнести фактор нестабильности в этот регион.

Россия играет лидирующую роль в арктическом сотрудничестве. Продолжаем работу по обоснованию расширения внешних границ российского континентального шельфа в этом регионе. Мы, как известно, направили соответствующую заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа еще в 2001 г. В настоящее время завершается сбор дополнительных геодезических, научно-технических данных и иных материалов.

Интервью

Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти