Спикер Госсовета Крыма: воссоединение с Россией - это не коммерческий проект, это воссоединение с нашей Родиной

Владимир Константинов рассказал о том, как Крым готовится принимать беженцев с Украины, и с какими проблемами республика столкнулась в переходный период.

Спикер Госсовета Крыма: воссоединение с Россией - это не коммерческий проект, это воссоединение с нашей Родиной
Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов.
Фото: РИА Новости, Андрей Иглов

Москва. 4 июня. INTERFAX.RU - Глава парламента Крыма предлагает принять федеральный закон о противодействии терроризму, который позволит конфисковать крымские активы у украинских бизнесменов, участвующих в подготовке и финансировании силовой операции на Юго-Востоке страны. О том, как Крым готовится принимать беженцев с Украины, и с какими проблемами республика столкнулась в переходный период, Владимир Константинов рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" в Крыму Дмитрию Жмуцкому.

- Владимир Андреевич, на чем сейчас сосредоточено руководство Крыма и сколько денег республика уже получила на социально-экономическое развитие?

- Наша главная забота - благополучно пройти переходный период. Вопросов очень много, постоянно возникают новые. Но мы активно работаем и добиваемся планомерных позитивных изменений. На разные направления социально-экономического развития планируются разные суммы. На дороги, например, более пяти миллиардов рублей. Еще будут программы по жилью, отдельное финансирование - на газификацию сел и поселков, десятки других потребностей региона. В единую сумму эти планы пока не сведены, деньги еще не поступили. Мы надеемся, что реальное финансирование начнется в июне.

Крым получает большой денежный ресурс на развитие. С размером суммы проблем нет, проблема - оперативно освоить эти деньги. Переходный период занял много времени, теперь будем нагонять.

- То есть, уже в июне в Крыму начнут строить газопроводы к селам, модернизировать дороги - и мы почувствуем выгоду от вхождения в состав России?

- Да, работы начнутся, но слово "выгода" неуместно. Вхождение Крыма в состав России - это был не коммерческий проект. Это воссоединение с нашей Родиной. Представьте, что ваши родственники по какой-то причине остались без жилья и приехали к вам - разве вы будете думать, выгодно ли их принять? Конечно, любой нормальный человек примет своих родных и будет делиться последним - так и Россия поступила с Крымом.

- А Крым, в свою очередь, принимает беженцев с Юго-Востока Украины...

- Принимаем и будем принимать, хотя и у самих есть сложности. Наши проблемы переходного периода - это ничто по сравнению с ситуацией на Украине. И, кстати, продолжая ответ на предыдущий вопрос - в этом плане воссоединение с Россией было для Крыма не то что выгодно, это было спасение. Возвращение в состав России избавило Крым от того, что сейчас происходит на Юго-Востоке Украины. Если бы мы не провели референдум - у нас сейчас бы уже задействовали и "Правый сектор", и радикальные крымскотатарские политиканы, спекулирующие на межнациональном факторе. Тут бы такую кашу заварили - расхлебывать было бы очень непросто.

Власть в Киеве - нелегитимная и аморальная. Представить невозможно, что при них Украина станет единой, процветающей, что людям будет хорошо. Сейчас в стране насаждается невиданная коррупция, власть на всех уровнях превращается в систему сбора взяток. Я разговариваю с друзьями, знакомыми из Украины - они в шоке и мечтают вернуть даже времена Януковича.

Корабль под названием "Украина" идет ко дну - это всем пора уяснить. Последствия будут печальные, если не будут приняты энергичные меры спасения, нас ожидает величайшая гуманитарная катастрофа. Люди будут бежать в Крым. Будут просить: "Дайте работу. Дайте возможность выжить". Мы к этому готовимся.

- Многие жители Юго-Востока хотят повторить путь Крыма: здесь удалось провести референдум и добиться, чтобы воля народа была реализована. Как добиться того же на востоке Украины?

- Очень легко, конечно, давать рекомендации отсюда, со стороны, но, на мой взгляд, отступать нельзя. Для Юго-Востока отступление - это путь в никуда, путь к гибели. Если не отступать, тоже может не быть успеха, но тогда, по крайней мере, будет шанс. Нужно укреплять институты автономии, налаживать систему управления регионом, проходить процедуру легитимизации власти.

Главная задача - заставить Киев считаться с собой, заставить их прекратить огонь и начать переговоры. Это ведь все, чего просит Юго-Восток: "Давайте садиться и разговаривать". Но как разговаривать, когда убивают людей, когда проливается кровь? Это геноцид собственного народа - иначе назвать не могу. На наших глазах совершается серьезное военное преступление.

Организаторы этой бойни еще не понимают, что запятнали себя навечно. Они войдут в историю очерненными - это уже не отмыть. Мне жаль ребят, которые участвуют в войне на стороне Киева - их используют как пушечное мясо, а они не понимают, каким пятном ляжет эта война на их биографию. Наступит момент, когда за все придется ответить!

Обращаюсь к каждому из них: не стоит надеяться, что никто не узнает, как ты стрелял в людей. После Великой Отечественной почти со всеми разобрались и наказали - а тогда еще не было ни видеорегистраторов, ни электронных средств записи. Сейчас будет еще легче.

Поражает, конечно, цинизм Запада. Когда Янукович выводил "Беркут" для защиты правительственных зданий, это называли чуть ли не преступлением против человечества. Сейчас подконтрольные хунте войска наносят авиаудары по мирным гражданам - и западные политики их не осуждают.

- Рассматривает ли руководство Республики Крым возможность экономических санкций против украинских бизнесменов, финансирующих деятельность вооруженных радикалов и силовую операцию на Юго-Востоке? В Крыму, насколько я понимаю, есть предприятия, связанные с Петром Порошенко, Игорем Коломойским, Арсением Яценюком...

- Для этого нам нужен специальный федеральный закон. Очень руки чешутся всю эту мразь наказать, но надо действовать в правовом русле. США применяют в таких случаях антитеррористические законы, очень жесткие. Они касаются, в том числе, собственности пособников террористов.

Так и нам нужно принять законы, чтобы мы имели право в законном порядке, через судебных приставов конфисковать имущество у тех, кто занимается геноцидом мирных жителей. Чтобы оно не служило источником финансирования карательных операций. Если такой закон будет принят, мы очень быстро в Крыму разберемся.

Вспомните историю с "Приватбанком". Они ограбили крымчан, взяли те 10 миллиардов гривен (около $1,25 млрд на начало 2014 года - ИФ), гривен, которые были на счетах в Севастополе и в Крыму. "Отмыли" эти деньги через заграницу и пустили на финансирование "Правого сектора", на государственный переворот.

Предполагаю, что люди, связанные с финансированием бойни на Украине, сейчас активно прячут свои крымские активы. Будут их перебрасывать на других владельцев, переоформлять, чтобы скрыться от возможных санкций. Уверен, ничего у них не получится.

- Крым готов вести переговоры с руководством Украины, которое будет сформировано по итогам президентских выборов?

- Да. Мы считаем их нелегитимными, потому что половина страны не участвовала в выборах, а вторая половина была запугана радикалами. Но жизнь продолжается: нужно решать проблему поставок воды, другие проблемы. Хотя большой надежды наладить диалог у нас нет - на сегодня в Киеве просто не с кем разговаривать, там отсутствуют люди, уполномоченные вести переговоры с Крымом.

- Украина претендует на компенсацию стоимости газа, который находится в крымском Глебовском подземном газохранилище.

- Эти заявления - шизофрения, раздвоение сознания! Киев утверждает, что Крым остается украинским, но при этом хочет какие-то компенсации. Если они хотят о чем-то договориться, получить компенсации, им нужно для начала признать итоги крымского референдума, признать воссоединение Крыма с Россией. Если они это признают - у нас будет почва для дискуссии, для переговоров. Сядем, обсудим. Спросим у них, какие компенсации они хотят, разберемся, когда и какие деньги Украина вкладывала в Крым. Если еще при СССР, то извините. Если были вложения в годы независимости Украины, то можно, наверное, обсуждать механизмы компенсации, скажем, в виде скидок на российский газ. Но я не вижу в Крыму крупных объектов, созданных в годы независимости Украины. Поэтому и компенсировать будет особо нечего.

- Участвует ли Госсовет Крыма в разработке проекта ОЭЗ на полуострове?

- Активного участия мы не принимаем, эту работу ведут федеральные ведомства. У нас сейчас много других задач. Нам нужно в короткий срок, до выборов, принять целый пакет законов: об административно-территориальном устройстве, о статусе госслужащих, работников местного самоуправления. На каждое заседание Госсовета мы выносим по 10-15 законопроектов.

- Вы упомянули о территориальном устройстве: как будет проходить граница между Севастополем и Республикой Крым?

- Разногласий с Севастополем на этот счет у нас нет, мы берем за основу границу, которая была до сих пор. Обсуждение этого закона идет мягко. Вот закон о муниципальных выборах вызывает дискуссию - потому что он меняет механизм формирования органов власти.

- Проект закона предполагает отказ от прямых выборов мэров - их будут избирать муниципальные советы. Почему решили выбрать такую схему?

- Во-первых, это идет в русле федерального законодательства. Мы проанализировали предыдущий опыт, когда в Крыму почти многие, пользуясь отсутствием контроля, погрязли в коррупции - и статус избранных народом им в этом не мешал.

Во-вторых, чуть ли не каждый второй из мэров не дорабатывал до конца своих полномочий - их то снимали за коррупцию, то убивали. Убивали потому, что перед выборами кандидаты в мэры брали на себя обязательства в обмен на финансирование предвыборных кампаний, а потом не могли эти обещания выполнить.

Возвращаться к этой схеме не хотелось. Механизм, который мы разработали, предполагает контроль работы мэров со стороны политических партий, со стороны главы республики. Нам предстоит оперативно решать множество вопросов, связанных с переходным периодом, поэтому работа в единой команде очень важна.

В вопросе снабжения Крыма водой удалось сделать серьезный прорыв, свести к минимуму негативные последствия от прекращения поставок по Северо-Крымскому каналу. Но недавно возникла новая сложная проблема - загрузка предприятий заказами, чтобы они не останавливали работу. У ряда наших производителей возникли проблемы, разорвались отношения с заказчиками - в том числе, из-за санкций.

- О каких предприятиях идет речь?

- Это, например, завод "Море" (судостроительный завод в Феодосии - "ИФ"). Он выполнял заказ Китая, строил десантные военные корабли на воздушной подушке, но Украина арестовала деньги китайцев и не передает их заводу. Теперь Китаю придется забрать деньги у Киева, заключать с "Морем" новый договор и перечислять деньги напрямую на завод. Это может занять несколько месяцев - а завод в это время не сможет работать, хотя заказ, вроде бы, есть.

- Есть ли у нас отрасли экономики, где уже заметны позитивные изменения?

- Да, мы ждем, что по целому ряду отраслей уже в третьем квартале будет заметен рост, они станут флагманами крымской экономики. Это, например, строительство. Объемы продаж недвижимости за последние два месяца увеличились в два раза. Строительную отрасль ждет бум, его контуры уже видны. Приходят инвесторы из России, серьезные игроки.

Мы ожидаем массовый набор специалистов в строительные компании, в том числе для работы на строительстве крупных инфраструктурных объектов. Соответственно, будет рост в производстве стройматериалов - потребуется и цемент, и металл, и дерево.

У аграриев, несмотря на засушливую весну, все совсем неплохо. Отдельные предприятия понесли потери и будут получать компенсации, но в целом по региону картина неплохая. Ожидается бум и в сфере дорожного строительства.

Кроме того, у нас есть положительные моменты в бюджетной сфере - а это 30 процентов экономики. Зарплаты бюджетникам уже сейчас растут и еще увеличатся, пенсии тоже. Уровень жизни будет повышаться.

Мы сейчас активно работаем над проблемой стабилизации деятельности крупных предприятий, просим помощи федеральных ведомств. Для Крыма стабильная работа крупных заводов очень важна, это наша экономическая самодостаточность. Мы можем и должны зарабатывать деньги сами, а не попрошайничать у центра.

Интервью

Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами